Экономика

Восточный Казахстан может стать центром транспортных коридоров

Развитие транзитного потенциала Восточно-Казахстанской области представляет собой стратегически важную задачу, которая напрямую влияет на экономическое благосостояние региона.

Руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Нуржан Жумадилов отметил, что уникальное географическое расположение области, находящейся на пересечении ключевых транспортных коридоров, предоставляет значительные преимущества для наращивания транзитных возможностей, развития инфраструктуры и привлечения инвестиций.

Основные транзитные потоки проходят через пункты пропуска «Майкапчагай» и «Уба», соединенные с важнейшими маршрутами Алматы – Усть-Каменогорск – Шемонаиха – граница РФ и Омск – Калбатау – Майкапчагай. Открытие моста через Бухтарминское водохранилище создало альтернативный транспортный коридор Китай – Казахстан – Россия, что способствует усилению связей с соседними странами.

По словам Нуржана Жумадилова, для привлечения автоперевозчиков соседних стран запланирована реконструкция моста через реку Уба в городе Шемонаиха. Также по маршрутам следования транзита вдоль ключевых автодорог уже начали строить придорожные сервисы, включая АЗС, кемпинги, пункты питания и СТО. Это позволит не только упростить логистику для автоперевозчиков, но и будет способствовать развитию туризма.

Компания ТОО «Eurotransit Terminal» реализует проект строительства склада временного хранения на пункте пропуска «Майкапчагай», рассчитанного на 180 тыс. тонн грузов в год. Завершение строительства запланировано на 2026 год. Ожидается, что ввод объекта в эксплуатацию ускорит процессы оформления таможенных документов, проверки и перегрузки грузов с китайского на казахстанский транспорт.

В рамках поручения Главы государства ведется работа над строительством двух аэровокзальных комплексов для развития туристического потенциала Катон-Карагая и Зайсана. Их запуск намечен на 2026 год. На первом этапе планируется строительство искусственных взлетно-посадочных полос длиной 2200 метров и шириной 35 метров для самолетов Q400, ATR 42/72 и CRJ200. В дальнейшем параметры полос будут увеличены до 2600 метров в длину и 45 метров в ширину, что позволит принимать крупные самолеты, такие как Airbus A320 и Boeing 737, — сообщил Нуржан Жумадилов.

Сеть местных авиалиний играет важную стратегическую и социальную роль для региона. Реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта в Усть-Каменогорске уже позволила восстановить международные рейсы в Москву и Новосибирск.

Для укрепления позиций внутреннего водного транспорта на базе трансграничной реки Иртыш рассматривается проект создания мультимодального транзитного коридора между Китаем и Россией с выходом на Северное море. К 2027 году предполагается строительство речного порта в селе Тугыл Тарбагатайского района и железнодорожной линии Тугыл – Майкапчагай протяженностью 99 км. Планируется также создание четвертого пограничного железнодорожного перехода Майкапчагай – Зимунай на границе с Китаем.

Нуржан Жумадилов подчеркнул, что вопросы развития транзитного потенциала находятся на постоянном контроле. Создание мультимодальных транспортных коридоров, улучшение инфраструктуры и внедрение современных технологий помогут укрепить экономические связи с приграничными странами, повысить конкурентоспособность региона и обеспечить его дальнейший рост и процветание.

TuraNews

Back to top button