
В Туркестанской области принимаются активные меры по улучшению качества жизни лиц с инвалидностью. В 2024 году в Сауранском районе был открыт новый современный реабилитационный центр «Самғау» на 200 мест, предоставляющий широкий спектр восстановительных и медицинских услуг для людей с ограниченными возможностями. На сегодняшний день в регионе адаптировано 1 426 объектов инфраструктуры для создания безбарьерной среды. В 15 районах области действуют центры «Ten Qogam», где граждане могут получить бесплатную юридическую, психологическую и трудовую помощь. Также работает 50 инватакси, оборудованных с учётом особых потребностей пассажиров. Эти меры способствуют социальной интеграции, формированию инклюзивной среды и продвижению ценностей равноправия и уважения в обществе.
Проводятся различные мероприятия по поддержке людей с особыми потребностями. Так, например, накануне в культурно-конгрессном комплексе “Конгресс Холл” города Туркестан состоялось яркое театрализованное мероприятие для детей с особыми потребностями под названием «Шексіз өнер — тең мүмкіндіктер әлемі».
Действуют различные общественные объединения, такие как ОО «Общество инвалидов Социальная поддержка» в Туркестанской области, общественное объединение «общество инвалидов қамқор-сыбаға» Туркестанской области и многие другие.
В целом в Казахстане проживают более 737 тыс. лиц с инвалидностью (далее – ЛСИ). Социальная поддержка и повышение качества жизни людей с особыми потребностями являются одним из главных направлений государственной политики и одной из первостепенных задач Министерства труда и социальной защиты населения РК (далее – МТСЗН).
Из 737,4 тыс. ЛСИ, проживающих в Казахстане на сегодняшний день, 415,9 тыс. человек трудоспособного возраста (56,4%), 206,8 тыс. – пенсионного возраста (28,0%), 114,7 тыс. – дети до 18 лет (15,6%).
Для обеспечения прав и законных интересов лиц с инвалидностью в Казахстане действует многоуровневая система социальной защиты, включающая: государственную помощь и поддержку в виде пособий и социальных выплат; компенсацию утраченных функций организма в рамках социальной реабилитации; оказание специальных социальных услуг.
ЛСИ, с учетом показаний и противопоказаний, за счет средств государственного бюджета обеспечиваются протезно-ортопедической помощью, сурдо-тифлотехническими средствами, кресло-колясками, санаторно-курортным лечением, обязательными гигиеническими средствами, услугами индивидуального помощника и специалиста жестового языка.
Во всех регионах Казахстана планомерно проводится работа по созданию доступной и безбарьерной среды для лиц с инвалидностью.
В целях решения вопросов ЛСИ и семей, воспитывающих детей с инвалидностью, при МТСЗН функционирует Координационный совет в области социальной защиты лиц с инвалидностью, главная задача которого – создание диалоговой площадки между государством и общественностью, выработка конкретных предложений и рекомендаций по повышению качества жизни людей с особыми потребностями.
В рамках реализации Социального кодекса с 1 июля 2023 года были значительно усилены меры соцподдержки ЛСИ.
В 2024 году наша страна защитила в Организации Объединенных Наций первый доклад о принятых мерах в целях осуществления Конвенции о правах инвалидов. Комитет ООН по правам инвалидов высоко оценил принимаемые Казахстаном меры и представил ряд важных рекомендаций.
По поручению Главы государства, с учетом рекомендаций ООН, международного опыта и предложений общественных объединений, в декабре 2024 года принята Концепция инклюзивной политики в Республике Казахстан на 2025 – 2030 годы, которая направлена на улучшение социально-экономического положения ЛСИ, создание условий для их полноценной социальной, экономической и политической вовлеченности в общество.
В соответствии с Социальным кодексом обеспечивается государственная поддержка для лиц с инвалидностью по принципу создания справедливого общества, равноправия и недопустимости ограничения прав человека в сфере социальной защиты. Государством на регулярной основе принимаются меры по совершенствованию социального обеспечения ЛСИ.
По состоянию на 1 апреля 2025 года численность получателей государственных социальных пособий (далее – ГСП) по инвалидности составляет 541,1 тыс. человек. С января по апрель т.г. из республиканского бюджета на выплату ГСП по инвалидности было направлено 126 млрд тенге. Размеры ГСП зависят от группы и причины инвалидности, а также от величины прожиточного минимума, устанавливаемого законом «О республиканском бюджете» на соответствующий финансовый год. На 1 апреля т.г. средний размер ГСП по инвалидности составил 78 763 тенге.
Кроме того, участникам системы обязательного социального страхования дополнительно к пособиям из бюджета осуществляются соцвыплаты по случаю утраты трудоспособности из Государственного фонда социального страхования (далее – ГФСС). Размеры выплат индивидуальны и зависят от: среднемесячного дохода, с которого производились социальные отчисления в ГФСС за последние 2 года, коэффициентов утраты трудоспособности, стажа участия в системе обязательного социального страхования и замещения дохода. На 1 апреля 2025 года социальную выплату по случаю утраты трудоспособности получили более 90,6 тыс. человек на общую сумму 12,8 млрд тенге. По состоянию на 1 апреля средний размер соцвыплаты составляет 47 053 тенге.
Для удобства граждан в 2020 году запущен Портал социальных услуг (далее – ПСУ), который позволяет лицам с инвалидностью самостоятельно выбирать производителя и поставщика технических средств и услуг реабилитации. С начала года через Портал выполнено более 211,6 тыс. заказов лиц с инвалидностью.
Вместе с тем в рамках Социального кодекса комиссии по Порталу социальных услуг при местных исполнительных органах наделены правом принятия решения о снятии поставщика с ПСУ и включении в список недобросовестных поставщиков в случае предоставления им некачественной услуги или товара.
Кроме того, в целях повышения качества товаров и услуг, предоставляемых через Портал, в 2024 году МТСЗН внесены изменения в ряд НПА, которые предусматривают: внедрение обязательного требования для поставщиков осуществлять передачу товара на курьерскую доставку в течение 3 рабочих дней; понижение рейтинга поставщика на ПСУ при отсутствии ответа (или получении отрицательного ответа) по заказу получателя в течение 5 рабочих дней; исключение отображения цены товара в случае, если она находится в пределах гарантированной суммы (при превышении отображается только сумма, подлежащая возмещению услугополучателем); внедрение системы фиксации прибытия услугополучателя в санаторно-курортную организацию посредством отправки SMS-кода; скрытие текстовых описаний технических средств реабилитации; отображение списка технических средств реабилитации по цене (по возрастанию цены).