Кто будет восстанавливать разрушенную часть Сирии?
Акции турецких строительных компаний, включая предприятия по производству цемента и стали, продемонстрировали уверенный рост на фондовых рынках. Аналитики объясняют это тем, что предприятия сыграют ключевую роль в восстановлении Сирии после падения режима Башара Асада.
За последние недели строительный сектор Турции оказался в центре внимания инвесторов. Компании, занимающиеся производством цемента, металлоконструкций и другой строительной продукции, стали перспективными объектами для вложений. Одна из причин такого интереса — предстоящие масштабные восстановительные работы в Сирии, пишет агентство Kazinform.
Турецкий строительный сектор известен своим высоким уровнем развития и активным участием в международных проектах. Географическая близость к Сирии, развитая транспортная инфраструктура и опыт в восстановительных проектах дают Турции серьезное преимущество. В последние годы турецкие компании активно работали в таких странах, как Ирак, Ливия, Афганистан и Украина, что подтверждает их способность справляться с вызовами в условиях нестабильности.
Крупнейшие игроки на строительном рынке Турции
«Çimsa Çimento Sanayi ve Ticaret A.Ş.» — один из ведущих производителей цемента в Турции. Компания экспортирует свою продукцию в десятки стран и специализируется на производстве портландцемента, который востребован для крупных инфраструктурных проектов. «Çimsa» уже участвовала в восстановительных работах в Ираке и других странах ближневосточного региона. Компания экспортирует продукцию в более чем 60 стран, в том числе для инфраструктурных проектов в Ираке, Ливии и странах Северной Африки. Общий объем экспорта цемента в пределах 6–8 млн тонн в год.
«Erdemir Group» («Ereğli Demir ve Çelik Fabrikaları T.A.Ş.») — это крупнейший производитель стали в Турции. «Erdemir Group» обладает развитой логистической инфраструктурой и мощностями для производства проката, который необходим для строительства мостов, зданий и других крупных объектов. «Erdemir» активно участвует в крупных проектах в Ираке, Сирии, Ливии и странах Персидского залива. Например, в 2022 году компания экспортировала более 7 млн тонн стали, значительная часть которой была использована в международных строительных проектах.
«Akçansa Çimento» — это совместное предприятие турецкого «Sabancı Holding» и немецкой «HeidelbergCement». Компания является лидером на рынке цемента в Турции и активно продвигает свои услуги в соседних странах. «Akçansa Çimento» известна высокими экологическими стандартами производства, что может быть преимуществом для международных проектов. Согласно данным Союза турецких подрядчиков, компания считается активным поставщиком цемента для крупных объектов в Ираке, Саудовской Аравии и Египте. В Ливии «Akçansa Çimento» участвовала в восстановлении более 500 км дорожной инфраструктуры.
«ENKA İnşaat ve Sanayi A.Ş.» является одной из крупнейших строительных и инженерных компаний Турции с богатым опытом работы за рубежом. «ENKA» участвует в строительстве аэропортов, промышленных комплексов и жилых объектов. Компания имеет долгую историю сотрудничества с международными партнерами, что может способствовать ее участию в восстановлении Сирии. Ранее она реализовала более 400 крупных проектов в 30 странах, включая Ирак, Ливию и Россию. В Ираке «ENKA» участвовала в реконструкции энергетической инфраструктуры, построив электростанции общей мощностью свыше 4 000 МВт.
«Limak Holding» — мультинациональная компания с подразделением в строительстве. «Limak Holding» известна своей деятельностью в области инфраструктуры: дороги, мосты и энергосети. За последние годы «Limak Holding» активно расширяла свое присутствие в Африке и на Ближнем Востоке. Компанией был построен международный аэропорт Дакар (Сенегал) стоимостью $575 млн. Также хорошо продвигались проекты по строительству дамб и электростанций в Африке и Восточной Европе. Общий объем контрактов находится на уровне около $10 млрд за последние 10 лет.
«TAV Construction» — это предприятие, специализирующееся в строительстве аэропортов и других крупных инфраструктурных объектов. Восстановление транспортных узлов в Сирии может стать одной из ключевых задач в ближайшие годы, что открывает перспективы для турецкого подрядчика. Компания завершила строительство аэропорта Медина (Саудовская Аравия) с пропускной способностью более 8 млн пассажиров в год. Участвовала в строительстве нового терминала в аэропорту Абу-Даби (ОАЭ), стоимостью более $2,94 млрд. Общий объем контрактов составляет более $19 млрд.
Государственные субсидии на международные проекты
Правительство Турции поддерживает все эти предприятия, предоставляя льготы и субсидии для участия в международных проектах. В случае с Сирией также возможны двусторонние соглашения, которые обеспечат турецким подрядчикам приоритетное право на участие в восстановительных работах.
По мнению аналитиков, спрос на цемент и сталь резко возрастет в ближайшие месяцы, поскольку разрушенная инфраструктура Сирии требует немедленных восстановительных мер.
Поэтому Турция активно продвигает свои интересы в регионе, включая участие в строительных проектах. Это не только позволит укрепить ее экономическое влияние, но и создаст дополнительные рабочие места в самой Турции, что крайне важно для внутренней экономики страны.
Вместе с тем, остаются вопросы о политической стабильности и гарантиях для иностранных инвесторов в Сирии. Несмотря на позитивные прогнозы, многие эксперты считают, что процесс восстановления сирийской территории может быть затруднен из-за отсутствия четких механизмов международного финансирования и политической неопределенности.
Ранее мы писали о том, что дальнейший вектор развития Сирии волнует многих, как в самой арабской республике, так и за ее пределами. Последние события в стране на фоне падения режима Башара Асада и его бегства вызвали ликование на улицах Дамаска и в сирийских общинах по всему миру.