Мотопутешественник из Казахстана Нурсеит Ниязбеков за 50 дней объехал 14 европейских стран и преодолел расстояние в 17 тысяч километров. Он поделился с Tengritravel.kz тем, как проходил его путь и с какими сложностями пришлось столкнуться в дороге.
«Идея отправиться в Европу на мотоцикле у меня появилась давно, наверное, года два назад. Из-за пандемии эту затею пришлось отодвинуть. Стал замечать, что границы открываются, и в конце мая решил воплотить свою идею в жизнь. Планирование путешествия подразумевало решение нескольких задач. Первая — это, конечно, получение шенгена. Вторая — оформление страховки на мотоцикл. Это заняло больше всего времени. Ждал визу около трех недель. Далее отправил мотоцикл из Алматы в Атырау для того, чтобы не ехать по нашим бескрайним просторам. Стоит сказать заранее, что, возвращаясь из Европы, я проехал от Атырау до Алматы именно на нем.
Подавал документы я в итальянское консульство. Процедура на самом деле непростая. Обычно люди путешествуют самолетом. В моем случае из-за того, что я планировал пересекать столько границ, меня попросили, чтоб я предоставил бронь всех гостиниц по своему маршруту следования. Я предоставил им 17 бронирований. А Италию выбрал, потому что в Милане живет моя сестра, и там я планировал пробыть большее количество времени.
У меня было соло-путешествие на мотоцикле: то есть ехал один, без сопровождения, без поддержки. Мотопутешествиями занимаюсь уже четыре года. В 2018 году объездил всю Центральную Азию, посетив знаменитый среди вело-, мото-, автопутешественников Памирский тракт. Это самая высокогорная автомобильная трасса на территории бывшего Советского Союза. Находится она в Таджикистане. А в 2019 году с товарищем на двух мотоциклах отправились на Алтай, затем — в Монголию, потом — на Байкал. В 2020 году из-за пандемии никуда не ездил, а в 2021-м отправился в одиночное путешествие по казахстанскому Алтаю через Усть-Каменогорск, Катон-Карагай, Бухтарму и Маркаколь.
В этот раз я стартовал из Атырау. Этот город был выбран, чтобы сэкономить время, то есть три-четыре дня, которые пришлось бы потратить на дорогу из Алматы. Также это сэкономило силы и нервы. Дорога неблизкая, примерно 2,5 тысячи километров. Конечно, это сэкономило и деньги, хотя отправка мотоцикла стоила около 50 тысяч тенге, а также нужно было купить билет на самолет из Алматы в Атырау.
Как мне показалось, самые лучшие дороги и придорожный сервис — в Турции и Италии. Есть где поесть, заправиться, освежиться, переночевать. Единственное, в Италии дороже, чем в Турции. В Швейцарии, к примеру, не могу сказать, что все гладко в этом отношении — там дорого, и страна сама маленькая, поэтому сервисные придорожные остановки встречаются редко.
Маршрут следования у меня был такой. Из Атырау я отправился в Астрахань, затем — в Грозный, потом — во Владикавказ, следом — в Тбилиси, Батуми, Трабзон, Самсун, Анкару, Измир. В Измире пересел на паром, чтобы попасть в Грецию. Далее — Афины, потом — Албания, и вдоль Адриатического моря — Черногория, Хорватия, Босния и Герцеговина, Словения, Италия. В Италию я попал через Триест, далее — Венеция, Милан, Болонья, Флоренция, Рим, Тоскана, Генуя, Домодоссола, и оттуда попал в Швейцарию, где пробыл пять дней.
За это время я посетил столицу, увидел основные достопримечательности — озера, вершины, перевалы. Затем я вернулся в Италию, побывал в Доломитовых Альпах, потом поехал в Словению, там мотоцикл сломался. Починил его и отправился в Словакию, потом – в Австрию, Венгрию, Румынию, Болгарию, Турцию. Вернулся тем же маршрутом.
Любой путешественник может отметить, что в дороге случается всякое. У меня было две поломки — в Словении и Грузии.
Жители Европы сначала кажутся несколько эгоистичными, поэтому меня удивило то, что они были небезразличны к моим проблемам. Видя, что я стою один на обочине дороги, они приходили на помощь.
В этом году жизнь в Европе заметно подорожала, конечно, это отразилось на стоимости бензина, услуг, питания. Это вызывало некоторые сложности.
После пандемии, как уже отмечал выше, я поехал в Европу впервые. Что бросилось в глаза — так это стоимость бензина. Я помню времена, когда бензин стоил полтора евро максимум. Второе, что привлекло мое внимание, — так это обсуждение политики, везде висят украинские флаги. Заметил много автомобилей с украинскими номерами. Но глобальных изменений я не нашел.
Поездку я планировал длиной в шесть недель. Заложил бюджет в четыре тысячи евро. Еще не подбивал расчеты, сколько в итоге потратил. Вообще, вел учет и отмечал основные траты на питание, развлечения, бензин, обслуживание мотоцикла. Если и превысил лимит, то ненамного.
Поскольку я мототурист, не самый обычный путешественник, то и траты есть довольно специфические. Основная статья моих расходов — это бензин. Каждая заправка обходилась в 35-40 евро. Это всего 16-18 литров бензина. На втором месте — питание. В этом я себе не отказывал. Старался следить за ним, чтобы не возникло проблем со здоровьем. Довольно много сэкономил на проживании. Со мной была палатка, горелка. В Европе вполне развит кемпинг. Если на территории Грузии и России я мог останавливаться в гостиницах придорожных или хостелах, то в Европе, конечно, если бы я останавливался в гостинице, вышел бы за пределы своего бюджета. Хостелы в Европе стоят от 20 евро.
Жители Европы были удивлены путешественнику из Казахстана. Не каждый день все-таки видят мотоциклы с казахстанскими номерами. В Швейцарии ко мне подошла женщина и, искренне удивившись, задала вопрос о том, что значит KZ, что это за страна. Видя флаг, люди, конечно, понимали, что KZ — это страна. Но нужно учитывать, что в Германии буквы K и Z ассоциируются с сокращением «концлагерь». Но об этом я узнал позже.
Жители Европы были удивлены путешественнику из Казахстана. Не каждый день все-таки видят мотоциклы с казахстанскими номерами. В Швейцарии ко мне подошла женщина и, искренне удивившись, задала вопрос о том, что значит KZ, что это за страна. Видя флаг, люди, конечно, понимали, что KZ — это страна. Но нужно учитывать, что в Германии буквы K и Z ассоциируются с сокращением «концлагерь». Но об этом я узнал позже.
Часто меня спрашивали, а не страшно ли путешествовать одному. Страшно. Врать не буду. Боялся очень за мотоцикл, это ведь средство передвижения, это твой дом, это то, что везет твои вещи и тебя самого. Если мотоцикл поломается, то завершится все путешествие. Но желающим повторить мой маршрут в будущем хочу сказать: не бойтесь. Если вы не нашли попутчиков — это не проблема и не преграда. Главное — хорошо все спланировать. Так даже интереснее. Это открывает новые возможности. Мне было скучно, особенно в вечернее время, но в остальное время было интересно — каждый новый день не был похож на предыдущий: новые места, новые люди», — рассказал Нурсеит.